10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
Суицидальное поведение представляет собой одну из основных суицидально- медицинских проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.
В Республике Беларусь самоубийство, как причина смерти, занимает четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания. Беспристрастная статистика показывает, что ежегодно в мире кончают с собой примерно миллион человек. Однако статистические данные отражают далеко не все; они ничего не говорят нам о страданиях родственников, друзей и коллег самоубийцы, которые часто испытывают тревогу и растерянность после невероятного акта саморазрушения или сталкиваются с обрушивающимся на них позором. Бесспорно, что настоящее число суицидов подсчитать невозможно, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти, или она скрывается под названием «смерть от несчастного случая».
В истории мировой цивилизации проблема суицида выступала как религиозная, юридическая, морально-этическая - проблема последнего выбора, свободы, предельных состояний и самораскрытия личности.
Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности. Это и мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления активности отличаются многообразием.
Самоубийство - одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед теми, кто профессионально занимается помощью другим людям. Редко бывает, чтобы врач или психолог, работник службы спасения, педагог не столкнулись в своей работе с необходимостью остановить суицидента. К сожалению, очень трудно избежать трагических ошибок без достаточной подготовки.
Любая конфликтная ситуация чревата суицидальной опасностью, а личностная предрасположенность и степень субъективной дезадаптации являются теми неизвестными, которые трудно вычислить, но о которых не стоит забывать.
Проблема самоубийства возникла на заре человечества и формировала на протяжении веков противоречивые отношения к себе. Однако изучаться она стала сравнительно недавно. И мифы, которые когда-то окружили суицид, по сей день живут в общественном сознании. Некоторые их них во многом мешают предупреждению самоубийств, спасению жизни людей.
Подготовка к самоубийству зависит от особенностей личности человека и внешних обстоятельств, она зачастую состоит в том, что обычно называется «приведением своих дел в порядок». Для других - написание длинных запоздалых писем или улаживание споров и конфликтов с родными и друзьями и важно, что % тех, кто совершает самоубийство, посещают своих врачей и работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, психологи, соцработники и семья не слушают их. Своевременная психотерапевтическая помощь могла ба оказаться необходимым способом для сохранения им жизни.
Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, появляется тревога и уныние. Люди могут не осознавать ее начала, они только замечают, что последнее время стали подавленными, печальными и «хандрят», будущее выглядит туманным, и они считают, что его нельзя изменить.
Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично, маскируясь симптомами сомато-вегетативных расстройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением.
Депрессия проявляется по-разному, в зависимости от психологической акцентуации характера.
У гипертимного подростка - склонность к риску, пренебрежение опасностью.
У циклотимного - субдепрессия, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе.
У эмоционально-лабильных подростков значимы аффективные реакции интрапутивного типа. Суцидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на стремлении «что-то с собой сделать». Другим фактором может служить желание «забыться». Чаще всего к саморазрушающему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц.
Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности - реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией.
Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса.
Для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допингов.
Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).
В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности. Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе рождение» характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов. Это полное отсутствие в сознании ребенка представления о смерти или формальные знания ребенка о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура и похорон и т.п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких ему людей; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти. У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения. Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки, чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Лишь 10% у детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение - это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время, т.е. крик этот адресован, прежде всего, к близким людям. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности. Только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. Мы должны активно научиться слушать и - главное - слышать наших детей. Для многих из них будет достаточно этого, чтобы не ступить за черту бездны.